вівторок, 29 жовтня 2013 р.

«Мертвые не знают стыда» Последняя битва Святослава

http://retro.zp.ua/uploads/posts/2012-07/1341761136_08.jpg
        
       Многие наши идеи, мысли, стремления, мечты – родились в то время, когда мы были очень молоды, а возможно они происходят из нашего детства. Именно в раннем возрасте человек воспринимает окружающую действительность гораздо ярче,  «сочнее» нежели в более зрелом возрасте. Многие наши переживания и увлечения своими корнями уходят в тот период жизни, когда деревья были выше, а солнце светило ярче. И не нужными были рубашки и туфли для того чтобы выйти, вернее выбежать на улицу… Именно в такой период своей жизни и была мною прочитана книга Семена Скляренко «Святослав». Яркое впечатление от образа великого киевского князя сохранилось на всю оставшуюся жизнь. Восприятие действительности, словно через призму грандиозной личности постоянно заставляют вновь и вновь возвращаться к анализу и пониманию событий прошлого и даже современности. И чем глубже пытался вникнуть в политические и экономические трансформации, происходящие в нашем обществе. Чем пристальнее всматриваюсь в геополитические процессы, происходящие в Европе и в мире, тем величественней и ярче видится неимоверный державообразующий талант Святослава.
Несколько позже увидел уникальную картину – диорама «Последний бой Святослава над Днепровскими порогами в 972 году» (длина 26, 5 м, высота 7, 7 м, глубина предметного план 6, 8 м). Официальное толкование событий изображенных на этом полотне таково: во второй половине X века с 945 по 972 гг. Киевской Русью правил юный Святослав, единственный наследник великого князя Игоря и княгини Ольги. Он был храбрым и талантливым полководцем, но вскоре после провального похода на Византию был убит печенежским ханом Курей у Днепровских порогов. Именно это роковое для Святослава Игоревича и всей его дружины утро запечатлел Николай Овечкин. На монументальном полотне предводитель печенегов властным движением руки посылает в бой конные отряды степных воинов. Согласно преданию, Куря приказал изготовить из черепа побежденного князя кубок, окованный золотом и серебром, и пил из него вино, надеясь таким образом перенять силу и мужество русского полководца. Затухающий костер (художник использовал разбитые елочные игрушки красного цвета, а свет направленного прожектора создает впечатление тлеющих огоньков), языческий идол, пронзенный стрелой, и седовласый бородатый волхв, под ногами бьющихся на смерть воинов разбросаны мечи, седла, копья, щиты... - когда смотришь на эти предметы, создается впечатление, что все они настоящие. Основанием для создания диорамы автор взял сюжет из романа Семена Скляренко, где рассказывается, что Святослав погиб на острове Хортица, на так называемой «Черной скале». На этом памятном месте была установлена памятная доска…
Стройная и величественная история. Картина, потрясающая воображение. Но. Но позже были многочисленные поездки на Хортицу. Внимательное чтение многочисленных книг. Общение с учеными и краеведами… И, казалось бы, очевидные и такие простые, понятные, даже, очевидные факты стали не настолько фундаментальными и обоснованными, как это может показаться на первый взгляд. И прописные, въевшиеся в страницы учебников истины вдруг оказались малообоснованными гипотезами, основанными на неверном толковании заблуждений и ошибок переписчиков древних манускриптов. Поэтому снова и снова возвращаясь на уже десятки раз пройденную тропинку пытаюсь внимательно взглянуть на каждый камень, каждый рельеф местности, на которой произошло то или иное событие. Как эксперт криминалист, как следователь, как оперативный работник… скрупулёзно анализирую каждую мелочь, каждое слово в доступных источниках. Ведь изучается не рядовое происшествие, а событие ставшее «краеугольным камнем» в череде дальнейших исторических явлений, событие огромного значения для всего славянского мира.



В таком разе уже и не покажутся маленькими неточностями ряд фактов. Так, балка на острове Хортица, так называемые «Сечевые ворота», спускающаяся к Днепру, возле которой якобы стали на якорь ладьи Святослава, их мы видим на дальнем фоне картины, настолько узка, что причалить могла в ней лишь небольшая лодка, и не в коем разе не корабль река-море. Что днепровские пороги на горизонте это вовсе не пороги, а небольшие острова, так называемые «стога», которые сохранились до наших дней, а раньше они соединялись с сушей, заросшими деревьями косами. Сами же пороги находились гораздо выше по течению. Самый нижний – Вольный, напротив Левшинского залива, или же дельты речки Вольнянка. Она и сейчас является притоком Днепра. Да и сама Черная скала, на которой якобы погиб Святослав вовсе не является таковой, а на самом деле, носит название «Верхняя голова». Черная скала находится несколько западнее, ближе к арочному мосту. Хан Куря - вовсе и не хан, а каган. Каган - титул который носили владыки степных империй...
На памятном знаке, установленном здесь, указывается, что это одно из «Вероятных мест гибели великого киевского князя Святослава Игоревича». И на самом деле на сегодняшний день существует, как минимум, восемь возможных мест его гибели.
Некоторые исследователи предполагают, что битва могла произойти на месте нынешней ул. Матросова, где в 1929 году в черте современного города, рядом с бывшей деревней Вознесенка, был обнаружен археологический комплекс, представляющий наземное каменное сооружение с кладом конца VII — начала VIII вв., известным как «вознесенский клад». Сооружение связывают с хазарами, булгарским ханом Аспарухом (VII в.), князем Святославом Игоревичем (X в.). На это указывает серебряный орел весом 1200 граммов, обнаруженный среди многочисленных драгоценных украшений. Ныне стал символом Александровской премии, которая вручается за благотворительность.
Наиболее достоверной считается версия, по которой Святослав погиб возле скалы недалеко от села Никольское на Днепре. Здесь утомленные от дневной работы, русы волоком тянули лодки вверх через пороги, когда на них неожиданно напали печенеги. В Летописи сказано: «Пришел Святослав в пороги».
Известный ученый Д.И. Яворницкий, опираясь на летописные данные, считал, что Святослав Игоревич пал в схватке с печенегами возле порога Ненасытец. По его мнению, битва произошла на правом берегу Днепра, возле нынешнего поселка Никольское на Днепре. Именно здесь на расстоянии равноудаленном от первого Кодацкого порога и последнего Вольного порога, и подстерег русского воителя каган Куря. Здесь,  у самого бурного и практически непроходимого порога под названием Дед-порог или Ненасытец, и сложил свою буйную голову великий киевский князь вмести с верными русскими дружинниками…
Сфендослав оставил Доростол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки - многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места. /Лев Диякон «История»/




Жители практически каждого населенного пункта между Запорожьем и Днепропетровском, по обе стороны Днепра, готовы предоставить десятки фактов подтверждающих что место гибели князя находится в окрестностях их родного села.

Итак, попытаемся восстановить картину последнего боя великого киевского князя Святослава. Услышав весть, о том, что русы возвращаются с похода, подкупленные императором печенеги заступили пороги. Святослав I вынужденный был отступить. Русам пришлось зимовать в Белобережье. Предположительно Западный Крым, возможно район устья Днепра, или Олешье. Ряд ученых считает, что это был Белгород Днестровский. Скоро кончились запасы пищи и начался голод. Голову лошадиную продавали по полгривны. Сотни воинов умирали от ран и болезней. Почему не пошел Святослав к крымским городам? Почему не расположился лагерем в более населенных местах? Неизвестно.
В год 6480 (972). Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку. А всех лет княжения Святослава было 28. В год 6481 (973). Начал княжить Ярополк. /ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ/
Весной 972 года остатки войска русов двинулись к Киеву. Впереди с небольшой дружиной шел Святослав I, имея намерения разведать путь через пороги. И снова загадка. Храбрость, наглость, отчаяние – что толкало князя к опасности? Или это был тонкий расчет заговорщиков, которым было не по нраву, то, что по возвращению в Киев князь начнет новый поход? И они подтолкнули князя к необдуманному, скоропалительному решению - тем самым заманивая его в ловушку?
Измена была всюду. Византийцы, хазары, а возможно и поводыри других государственных образований уже давно возненавидели полководца. Среди воевод также было немало неудовлетворенных постоянными походами. Киевская, Новгородская и Овручская боярская верхушка привыкли к определенной самостоятельности.  Они предпочитали иметь своими руководителями молодых сыновей Святослава, нежели своенравного воителя.
Поднимаясь вверх по Днепру, князь с дружиной проходил по подвластным землям бродников, или уличан. Он не мог миновать ряда крупных поселений расположенных возле Протолчанского и Кичкасского (Краарийского) бродов.
Имеют право претендовать на истинность две версии.
Первая, когда Святослав I подошел к порогам и заночевал здесь, ожидая на подход главной части своего войска, которую вел воевода Свенельд, на отряд русов напали печенеги во главе с каганом Курею. Произошел ночной бой.
Вторая, Святослав "вошел в пороги". Полноводный весенний Днепр позволил максимально продвигаться судам типа река-море по известным каналам. Эти каналы проходили между порогами, стогами, камнями, островами, перекатами. Правый берег Днепра более обрывист. Левый более полог и позволяет в ряде мест сойти на берег, для того что бы волочь, либо переносить суда. В то же время левобережье более топкое, овражистое, имеет ряд речушек впадающих в Днепр. Как с правой стороны так и с левой наблюдается большое количество балок. Рельеф местности позволял незамеченными подкрасться и напасть на вереницу судов.
Ниже Ненасытца располагался глубокий но все-же проходимый брод, которым и в более поздние времена пользовалось местное население. А печенеги были местными - они знали все изгибы реки. Каждый лесок и островок могли быть местом дислокации отряда кагана Кури. Кагана. Хазарские, булгарские, печенежские могущественные роды Дуло, Ашинов и другие издавна сражались за первенство в Восточной Европе. А ныне в эту беспощадную битву вмешались Рюриковичи, во главе со Святославом...
 Итак между порогами Вольным и Ненасытцем состоялась лютая битва. Место было удобным для нападения, удобным  для отхода на правый или левый берег Днепра. Место, которое на первый взгляд не вызывает опасений. Место расположенное в отдаленности, как от Кичкаса, так и от Пересечена. Пересечен - славянское поселение в южных окраинах современного Днепропетровска. Там, где пересекались многие пути.
Немногим ниже порога Ненасытца состоялось сражение. Воины русы бились, будто барсы. Сотни печенежских трупов осталось на березе Днепра. Но силы были весьма неравные. Мужественные славяне положили свои главы. Погиб и великий князь Святослав I Славный.
http://slavs.org.ua/img/photo/2010.hortyca.svyatoslav/01.jpg
Каган Куря приказал отрубить, по давнему военному обычаю скифов, главу полководца и из черепа, оковав его золотом, сделали чашу и пилили из него. В средневековье существовал обычай делать банкетные чаши из черепа повергнутого врага. В это действо вкладывался магический смысл. Известно, например, что больше чем за полтора столетия до смерти Святослава I болгарский полководец Крум так же совершил и с главой византийского императора Никифора I. «Пусть наши дети будут похожи на него» такую надпись сделал на кубке каган Куря. В Летописи имеется иная трактовка.

Пришел Святослав к порогам, и напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку.  /Повесть временных лет/ И фраза звучала иначе. На чаше, якобы была надпись "Чужого желая, свое потерял".

Напуганные силой русов, печенеги отошли в степь, и воевода Свенельд с войском беспрепятственно вернулся в Киев. Где-то близ давней Крарийской переправы осталась братская могила знаменитых воинов русов, где навеки почил и их победоносный князь Святослав I Славный.
Следующий вопрос. Следующая загадка. До сих пор продолжаются споры, где находится место погребения Святослава. Некоторые считают, его похоронили Черной Скале, что на острове Хортица. Другие отождествляют место погребения с вознесенской горкой (центральная часть города Запорожье) где в 200 - х. годах ХХ в. во время строительства были найдены остатки земляных укреплений и богатого погребения. К сожалению, предметы «Вознесенского сокровища» рассеяны по многим музеям Украины. А болгарские исследователи считают, что это погребение принадлежит основателю Болгарского царства Аспаруху, сыну Кубрата Великого, который вернулся в Приднепровье, чтобы помочь своему брату Батбаяну в борьбе с хазарами.





Во время строительства Днепрогеса со дна Днепра было поднято несколько варяжских мечей. А в 2012 году возле северной части острова Хортица найден уникальный варяжский меч с золоченной рукояткой. Находки родили новые версии, новые гипотезы и предположения. Можно предположить, что воины Святослава все же были похоронены на Вознесеновской горке, самой высокой точке в окрестностях современного Запорожья. А легендарного полководца - потомка варяга Рюрика, по скандинавскому обряду викингов положили вместе с оружием и драгоценностями на ладью и подожгли. Ладья поплыла вниз по течению и затонула возле острова Хортица. Легенды, предания ... - именно они делают наше прошлое ярче и богаче.

Но не только гибель Святослава Игоревича, вызывает вопросы, дискуссии и сомнения. Каждый шаг великого киевского князя, каждое событие в жизни Святослава  – загадка. Загадки ответы, на которые позволят нам понять не только события Средневековья, но и настоящей политической ситуации на Евроазиатском континенте. Святослав – последняя величественная фигура в плеяде великих завоевателей Античного времени, Раннего средневековья, последняя, но возможно одна из наиболее грандиозных в отечественной истории.
Попробуем найти ответы хотя бы на некоторые из загадок, которые содержит в себе жизнеописание владыки Киевской Руси. При этом постараемся не обойти даже на первый взгляд мелких нюансов, неточностей и недосказанностей, которые, увы, имеются в древних источниках. Также рассмотрим и общие вопросы истории Средневековья, которые, по нашему убеждению, напрямую связаны с жизнью и правлением великого киевского князя.



автор С. Петков
оператор Д. Медведев

http://blog-experts.com/

Немає коментарів:

Дописати коментар