понеділок, 26 січня 2015 р.

Личность в истории и личная история: вопросы, загадки гипотезы, версии – границы вымысел и реальность


Многие наши идеи, мысли, стремления, мечты – родились в то время, когда мы были очень молоды, а возможно, они происходят из нашего детства. Именно в годы отрочества человек воспринимает окружающую действительность гораздо ярче, «сочнее» нежели в более зрелом возрасте. В такой период жизни и была мною прочитана книга Семена Скляренко «Святослав». Яркое впечатление от книги, воссоздавшей образ великого князя, сохранилось на всю оставшуюся жизнь.

Грандиозная личность воителя, постоянно заставляет вновь и вновь иначе понимать события, возвращаться к анализу деяний прошлого через  призму современности. Вникая в политические и экономические трансформации  нашего общества, всматриваясь в геополитические процессы, происходящие в Европе и в мире, яснее и величественней видится неимоверный державообразующий талант Святослава I.

Несколько позже, уже после того, как прочел бестселлер, увидел уникальную картину – диораму «Последний бой Святослава над Днепровскими порогами в 972 году». Официальное толкование событий изображенных на этом полотне таково: во второй половине X века с 945 по 972 гг. Киевской Русью правил юный Святослав I, единственный наследник великого князя Игоря I и княгини Ольги. Он был храбрым и талантливым полководцем, но вскоре после провального похода на Византию был предательски убит печенежским ханом Курей у Днепровских порогов.

Основанием для создания диорамы, автор взял сюжет из романа Семена Скляренко, где рассказывается, что Святослав погиб на острове Хортица, на так называемой «Черной скале». В 1972 г. на этом памятном месте была установлена памятная доска…

Это, роковое для Святослава Игоревича и всей его дружины, утро запечатлел художник-баталист Николай Овечкин. На монументальном полотне Святослав I в белой рубахе на белом скакуне разит печенегов, словно былинный богатырь – Святогор. За плечами развивается пурпурный плащ. Черные сотни печенежских наездников со всех сторон окружили сказочного героя. Предводитель печенегов властным движением руки посылает в бой новые и новые конные отряды степных воинов. Они в ужасе. Они поражены неимоверной силой огромного славянского воина. Они ненавидят и в то же время преклоняются перед ним, как перед богом.

Для кочевников Святослав I – воплощение могущественного божества. Согласно преданию, предводитель печенегов Куря приказал изготовить из черепа побежденного князя кубок, окованный золотом и серебром, и пил из него вино, надеясь таким образом перенять силу и мужество русского полководца. Так степные воители отдавали дань уважения богатырю.

Затухающий костер, языческий идол, пронзенный стрелой, и седовласый волхв, с длинной бородой, под ногами бьющихся на смерть воинов разбросаны мечи, седла, копья, щиты... – когда смотришь на эти предметы, создается впечатление, что все они настоящие. Стройная и величественная картина. События, потрясающие воображение. Но... Но позже были поездки на Хортицу. Внимательное чтение исторических книг. Общение с учеными и краеведами… И, казалось бы, такие простые, понятные, даже, очевидные факты стали восприниматься иначе – не настолько фундаментальными и обоснованными, как это может показаться на первый взгляд. Да, порой, прописные, въевшиеся в страницы учебников истины вдруг оказываются малообоснованными гипотезами, основанными на неверном толковании заблуждений и ошибок переписчиков древних манускриптов.

Гипотеза (от греч. hipothesis – основание, предположение) – предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она потенциально может быть проверена критическим экспериментом, а также если она соответствует другим научным критериям. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (теорию), или же опровергают (указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой[1].

Логика, логические умозаключения, построения логически выверенных и обоснованных теоретических моделей, схем, концепций – основа всех наук, как гуманитарных, так и естественных. Каждое практическое действие начинается с осмысления, научного обоснования, инструктажа. Но для того, чтобы найти правильные ответы на задачи, необходимо задать правильные вопросы.
Попробуем начать задавать вопросы:

А что же в реальности, насколько совпадает реальное место гибели великого князя и место, изображенное на полотне Н. Овечкина?
Почему именно на Хортице остановился Святослав со своей дружиной?
Сколько ладей и, соответственно, сколько воинов было в его отряде?

Для того чтобы не запутаться в вопросах и проблемах, мифах и загадках, связанных с личностью Святослава I, нам необходима определенная «точка опоры», которая позволит избежать хаотического брожения и будет способствовать систематизации накопленного эмпирического материала. Такой точкой может быть научная гипотеза, доказать или опровергнуть которую нам еще предстоит.

Как мы видим, тайны начинаются с первого шага в рассказе о Святославе I. Поэтому снова и снова возвращаясь на уже десятки раз пройденную тропинку, пытаюсь внимательно взглянуть на каждый камень, каждое изменение в рельефе местности, на которой произошло легендарное событие. Как эксперт-криминалист, как следователь, как оперативный работник… скрупулёзно анализирую каждую мелочь, каждое слово в доступных источниках. Ведь изучается не рядовое происшествие, а событие ставшее «краеугольным камнем» в череде дальнейших исторических действ, событие огромного континентального значения.

В таком случае уже и не покажутся маленькими неточностями ряд фактов.

Так, балка на острове Хортица, которую называют «Сечевые ворота», спускающаяся к Днепру, возле которой якобы стали на якорь ладьи Святослава, их мы видим на дальнем фоне картины Н. Овечкина «Последний бой Святослава…», настолько узка, что в ней причалить могла лишь небольшая лодка, и не в коем разе не корабль река-море.
Днепровские пороги на горизонте это вовсе не пороги, а небольшие острова, так называемые «стога», которые сохранились до наших дней, а раньше они соединялись с островом песчаными косами.

Сами же пороги находились гораздо выше по течению. Самый нижний – Вольный, напротив Левшинского залива, или же дельты речки Вольнянка. Она и сейчас является притоком Днепра.

Да и сама «Черная скала», на которой якобы погиб Святослав вовсе не является таковой, а на самом деле, носит название «Верхняя голова». «Черная скала» находится гораздо западнее, за арочным мостом.

А если присмотреться, то печенеги атакуют Святослава вовсе и не на месте, где установлена памятная доска, а западной части урочища «Сечевые ворота».
Хан Куря – вовсе и не хан, а каган. Каган – титул, который носили владыки степных империй...

Ход битвы выглядел несколько иначе. Причалившие к берегу русские ладьи, печенежские воины забрасывали камнями, а на берегу действовала печенежская конница. Как это можно видеть на миниатюре Радзивилловской летописи.

Официальная версия жизнеописания князя говорит о том, что воителю на момент его смерти не исполнилось и 30-ти лет отроду. Но, если присмотреться к изображению на картине, памятнику напротив о. Хортица, и, опять же, миниатюре Радзивилловской летописи, то мы увидим мужчину в полном рассвете сил.

Каждый штрих, каждый образ рождает новые и новые вопросы… Начинаем исследование. Исследование – это дорога. И мы отправляемся в дорогу. Дорога рассудит. Дорога даст ответы на все вопросы. Не зря древние верили в божественность пути, который и ведет к истине и сам есть истина. Правильно сформулированный вопрос – основа для поиска правильного ответа. Зачастую в вопросе кроется ответ. Каждый из нас имеет свой уникальный жизненный опыт, свой уникальный багаж знаний. Используя этот опыт и эти знания, мы вместе попробуем провести наше исследование – организовать экспедицию в глубину веков. И для того чтобы структурно изучать события давних лет, мы должны ответить на основные вопросы:

Существовал ли в реальности князь Святослав I?
Можем ли мы использовать для воссоздания образа Святослава I произведения искусства, посвященные жизнедеятельности князя?
Как выглядел правитель Киевской Руси?
Почему великий князь киевский Святослав I – образ, который используют современные скульпторы в своих творениях для освещения героического прошлого нашего народа?


И отправной точкой поиска, несомненно, станет остров Хортица. Легендарный остров, на землю которого неоднократно ступал не только великий князь Святослав Игоревич, но и его не менее легендарные предки.

Сотни, тысячи научных и художественных книг, изданий, произведений, стихов, поем, очерков посвящены истории Древней Руси. Казалось бы – все уже написано, все сказано и проанализировано, изучено… И нет смысла уделять внимание прописным истинам, давным-давно ставшим азбучными. Но действительность заставляет посмотреть на наше прошлое под другим углом зрения. И вдруг, мы начинаем понимать: то, что мы считаем правдой и истиной, вовсе таковой не является, а скорее чей-то вымысел или даже абсурдная ложь, которая до бесконечности тиражировалась и тиражируется на страницах книг, журналов и газет, с экранов телевизоров и в интернете.

А целью всего множества публикаций было не желание довести до читателей знания тайн прошлого, а стремление оправдать свои политические амбиции, обосновывать свои финансовые интересы, оправдать экономические расчеты.

Данные очерки посвящены истории Древней Руси. В них рассматриваются некоторые дискуссионные вопросы, связанные с созданием Руси и деятельностью первых князей великой славянской империи. К сожалению, учебники недостаточно полно освещают столь яркий период в истории Раннего Средневековья. Российской, а потом советской правящей верхушке, была невыгодна истинная история Восточной Европы. Поэтому целый пласт нашего прошлого истории связанный с деятельностью великих завоевателей: скифов, сарматов, гуннов, болгар, аваров, половцев… – остался вне поля зрения людей, интересующихся отечественной историей. Конечно же, в научных трудах содержаться колоссальные данные, относящиеся к данной эпохе. Этнографы, археологи, нумизматы, лингвисты, географы, математики … давно и серьезно исследуют историю Великой Степи. Но большинство таких исследователей становятся достоянием узкого круга специалистов.

Реальная картина колонизации Северо-Восточной части континента, которая была проведена прибалтийскими народами: западными славянами, шведами, датчанами, норвежцами в отечественной историографии освещены однобоко и тенденциозно. В то время как этногосударственные процессы, происходившие на землях Северного-Причерноморья стали отправной точкой в изменении всего геополитического пространства Европы и основой формирования современных государств, торгово-экономических, военно-политических межгосударственных и международных союзов и стратегических отношений в частности, а в целом – всей современной мировой цивилизации.

Слова глубокого уважения и признательности выражаю учителям и друзьям – они привили желание к исследовательскому труду, постоянно оказывали консультации и поддержку: кандидату исторических наук доценту Г.М. Тощеву, доктору исторических наук профессору В.Ю. Мурзину, доктору исторических наук профессору Л.П. Гарчевой, кандидату исторических наук профессору Л.А. Нестеренко, доктору исторических наук профессору Ф.Г. Турченко, доктору исторических наук профессору С.Р. Ляху, кандидату исторических наук доценту Ю.П. Князькову, доктору исторических наук профессору А.В Бойко, доктору исторических наук, профессору С.М Тимченко, доктору исторических наук профессору В.И. Мильчеву, доктору юридических наук, профессору А.Н. Ярмышу, кандидату юридических наук, профессору А.Л. Зайцеву, а так же наставникам, коллегам, родственникам и друзьям за их терпение и участие в создание этого исследования.

В процессе изложения материала мы будем ставить вопросы, ответы на которые будем искать вместе. Затем изучим основные источники, из которых черпаем данные о Древней Руси, а также не обойдем своим вниманием памятные знаки, литературные произведения, картины и скульптуры, как возможные вехи в исследовании прошлого.

Мы не будем строить ложных теорий и предположений. Томас Генри Гексли писал: «Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок». Мы будем задавать вопросы и вместе пробовать найти на них ответы. Конечно, не на каждый вопрос можно найти исчерпывающий ответ. Возможно, к ряду вопросов необходимо возвращаться по нескольку раз. И, не будет предосудительно, если мы рассмотрим некоторые факты с разных сторон и под разными углами, в соответствии со сделанными в процессе поисков предположениями и догадками.

Автор данной работы уже неоднократно обращался к теме воссоздания истории раннего средневековья на территории Северного Причерноморья[2]. И это исследование, которое перед Вами, – одна из попыток найти ответы на многочисленные вопросы, связанные с историей раннего средневековья. И среди них те вопросы, которые так неожиданно остро стали не просто актуальными, а реально злободневными в настоящее время.

Кто и когда основал государство Киевская Русь?
Кто является правопреемником (ками) Древней Руси?
Являются ли восточные славяне (русские, украинцы и белорусы) автохтонными жителями Восточной Европы?
Что означают символы, которые ныне стали гербами и эмблемами Европейских государств?

Таких вопросов великое множество и нам предстоят новые экспедиции в глубину тысячелетий. Экспедиции, которые приоткроют завесу над вопросом: «Кто мы, откуда и куда идем?».


[1] Савкин Н., Абрамов В., Белкин А. Философия: Учебник / Н.Савкин, В. Абрамов, А. Савкин Н., Абрамов В., Белкин А. Философия: Учебник. – Саранск : Изд-во Мордовю ун-та, 2002. – 356 с. – Саранск : Изд-во Мордовю ун-та, 2002. – 356 с.
[2] Петков С. Варяги: Государства викингов в Северо-Восточной Европе: Монография / С. Петков. – Запорожье : КПУ, 2009. – 88 с.; Петков С.В. Святослав Игоревич: вопросы, загадки, гипотезы. Жизнеописание великого князя //  Південь України у вітчизняній та європейській історії : матеріали ІІ Міжнародної науково-практичної конференції (Одеса, 25-26 вересня 2014 р) : [зб.наук.праць] / ред.кол. В.С. Дорофєєв (голов.ред), В.Л. Губенко, О.П. Рент [та ін.]. – Одеса : Астропринт, 2014. – С.156-162.; Пєтков С. Життєпис великого київського князя Святослава І Славного (942-972 рр.) / С.Пєтков. – Сімферополь : Таврія, 2004. – 76 с.